Юридическая медиация | лекция №3

«Правовое регулирование медиации в России»‎

1. Источники права

Прежде всего, среди нормативно-правовых актов, регулирующих общественные отношения в области медиации, следует выделить Конституцию РФ, хотя в ней и нет норм, прямо регулирующих указанные отношения.

Большое значение имеет отнесение медиативного права к соответствующему предмету ведения. Дело в том, что законодательство о медиации не отнесено ни к ведению РФ (ст. 71 Конституции РФ), ни к совместному ведению РФ и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ), ни к исключительной компетенции субъектов РФ (ст. 73 Конституции РФ).

Имеются даже предложения по внесению соответствующего дополнения в п. «о» ст. 71 Конституции РФ – указания на исключительную компетенцию РФ в сфере «законодательства, регулирующего процедуру медиации».

Разве не логично отнести законодательство о медиации к процессуальному законодательству?

К числу нормативно-правовых актов, опосредованно регулирующих вопросы медиации, следует отнести также федеральные конституционные законы, посвященные формированию и деятельности органов исполнительной и судебной власти. Например, к таким законам можно отнести ФКЗ «О судебной системе РФ».

Специальное законодательство о медиации сегодня развито крайне слабо, содержащиеся в законах и подзаконных актах нормы немногочисленны и противоречивы.

Основным здесь остается Федеральный закон от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

Принятие данного нормативного правового акта закономерно повлекло изменения в процессуальном и материальном законодательстве, а также конкретизацию его положений в целях правоприменения.

В частности, медиативные нормы сегодня содержатся в процессуальном законодательстве.

Так, в ГПК РФ в п.п. 1 п. 3 ст. 69 указано, что не подлежат допросу в качестве свидетелей медиаторы об обстоятельствах, которые стали им известны в связи с исполнением обязанностей медиатора. Аналогичное правило нашло отражение и в п. 5.1. ст. 56 АПК РФ. Однако по этому пути пока не пошел УПК РФ, что было бы вполне логичным по мнению авторов учебников по юридической медиации (приведите контраргументы).

Далее, в п. 2 ст. 135 АПК РФ указывает, что при подготовке дела к судебному разбирательству судья разъясняет сторонам:

  1. их право на рассмотрение дела с участием арбитражных заседателей,
  2. право передать спор на разрешение третейского суда,
  3. право обратиться на любой стадии арбитражного процесса в целях урегулирования спора за содействием к посреднику, в том числе к медиатору, и последствия совершения таких действий — принимает меры для заключения сторонами мирового соглашения, содействует примирению сторон.

В ч. 2 ст. 138 АПК РФ определено, что стороны могут урегулировать спор, заключив мировое соглашение или применяя другие примирительные процедуры, в том числе процедуру медиации, если это не противоречит федеральному закону.

В п. 5 ст. 5 ФЗ от 24.07.2002 № 102-ФЗ «О третейских судах в РФ» было указано, что спор не может быть передан на разрешение третейского суда при наличии в договоре медиативной оговорки. В статье 6.1. Закона решался вопрос о применении процедуры медиации к спору, который уже находится на разрешении в третейском суде. Так, применение процедуры медиации допускается на любой стадии третейского разбирательства.

Немаловажные изменения появились и в материальном законодательстве.

Так, в силу п. 5 ст. 202 ГК РФ, течение срока исковой давности приостанавливается, если стороны заключили соглашение о проведении процедуры медиации.

Статья 30.1 ФЗ от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» устанавливает, что не допускается реклама деятельности медиаторов по обеспечению проведения процедуры медиации, не прошедших соответствующего профессионального обучения и не имеющих подтверждающих такое обучение документов, выданных соответствующей некоммерческой организацией, осуществляющей подготовку медиаторов. При этом реклама деятельности медиаторов не должна содержать утверждение о том, что применение процедуры медиации имеет преимущества перед разрешением спора в суде, арбитражном суде или третейском суде.

На уровне подзаконных актов стоит отметить Постановление Правительства РФ от 03.12.2010 г. № 969 «О программе подготовки медиаторов», в котором вопросы подготовки и утверждения программы возложены на Министерство образования и науки РФ по согласованию с Министерством юстиции РФ.

Приказ Минобрнауки РФ от 14.02.2011 № 187 «Об утверждении программы подготовки медиаторов».

Имеются также акты общественных и квазиобщественных организаций, например, Торгово-Промышленной Палаты РФ.

В частности, статьей 51 Устава ТПП РФ утверждены арбитражные институты и органы по обеспечению проведения процедуры медиации при ТПП России, среди которых, например, коллегия посредников по проведению примирительных процедур и иные специализированные органы.

На основании п.п. 10 и 11 ст. 12 Устава, ТПП России создает арбитражные институты (третейские суды), органы по урегулированию споров с участием посредника (процедуре медиации) и иные специализированные органы, содействующие разрешению и урегулированию предпринимательских споров, и обеспечивает их деятельность, осуществляет координацию деятельности третейских судов и органов по внесудебному урегулированию предпринимательских споров при торгово-промышленных палатах и оказывает им методическую помощь, а также утверждает их регламенты.

Наконец, специальный закон – ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» очень краток и состоит всего из 20 статей.

2. Международные акты о медиации

На международном и национальном уровне организации, поддерживающие и развивающие альтернативные формы разрешения споров, разрабатывают примерные правила рассмотрения споров, имеющие рекомендательный характер.

В частности, на международном уровне к документам рекомендательного характера относятся:

  • Типовой закон ЮНСИТРАЛ о международной коммерческой согласительной процедуре 2002 г.,
  • Директива № 2008/52 ЕС Европейского парламента и Совета от 21 мая 2008 г. относительно некоторых аспектов медиации в гражданских и коммерческих делах,
  • Примирительный регламент ЮНСИТРАЛ 1980 г. и др.

Типовой закон ЮНСИТРАЛ о международной коммерческой согласительной процедуре 2002 г.

Типовой закон ЮНСИТРАЛ представляет собой свод рекомендаций (14 статей). Рекомендован он государствам для включения его положений в их национальное право, а его использование призвано способствовать единообразию правового регулирования в области согласительных процедур.

В п. 4 ст. 3 Типового закона указано, что согласительная процедура является международной, если:

  • коммерческие предприятия сторон соглашения о согласительной процедуре в момент его заключения находятся в различных государствах;
  • государство, в котором находятся коммерческие предприятия сторон, не является ни государством, в котором должна быть исполнена значительная часть обязательств, вытекающих из коммерческих отношений; ни государством, с которым наиболее тесно связан предмет спора.

Директива 2008/52 ЕС Европейского парламента и Совета от 21 мая 2008 г. относительно некоторых аспектов медиации в гражданских и коммерческих делах

Директива не может применяться:

  • в отношении прав и обязанностей, по которым стороны не вправе принимать самостоятельные решения с учетом действующего законодательства, а такие права и обязанности, как правило, имеют место в рамках семейного и трудового законодательства;
  • в отношении преддоговорных переговоров или в отношении процедур судебного или арбитражного характера как, например, некоторые схемы судебного примирения, схемы рассмотрения жалоб потребителей, арбитраж или экспертные заключения, а также процедур, осуществляемых учреждениями, издающими формальные рекомендации, будь то юридически обязательные или нет, для разрешения споров. Это относится и, в частности, к вопросам налогообложения, таможенным и административным вопросам, а также к вопросам ответственности государства за действия и упущения в осуществлении государственной власти

Таким образом, подчеркивается различие между мерами по примирению сторон, которые обязан принимать судья, и посредничеством, проводимым медиатором.

Согласно ст. 3 Директивы, медиация означает любой процесс вне зависимости от его обозначения, в котором две или более стороны спора прибегают к помощи третьей стороны с целью достижения соглашения о разрешении их спора.

Европейский кодекс поведения для медиаторов от 2 июня 2004 г.

Кодекс поведения для медиаторов был разработан инициативной группой практикующих посредников при поддержке Европейской Комиссии и принят на конференции в Брюсселе 2 июня 2004 г.

Кодекс поведения для медиаторов определяет ряд принципов, которых медиаторы обязуются добровольно придерживаться под свою ответственность.

Примирительный регламент ЮНСИТРАЛ 1980 г.

Стороны могут изменять или исключать любые положения Регламента. В данном документе урегулирован порядок разрешения споров через посредников, согласование кандидатуры посредника, а также принципы разрешения спора.

К числу основных документов рекомендательного характера на уровне РФ относятся:

  • Регламент по проведению примирительной процедуры с участием посредника Коллегии посредников,
  • Согласительный регламент МКАС при ТПП РФ.

3. Правовая природа Правил проведения процедуры медиации, утв. организацией, проводящей процедуру медиации

Порядок проведения процедуры медиации может устанавливаться сторонами в соглашении о проведении процедуры медиации путем ссылки на правила проведения процедуры медиации, утвержденные соответствующей организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации.

В таких Правилах должны быть указаны:

  1. виды споров, урегулирование которых проводится в соответствии с Правилами;
  2. порядок выбора или назначения медиаторов;
  3. порядок участия сторон в расходах, связанных с проведением процедуры медиации;
  4. сведения о стандартах и правилах профессиональной деятельности медиаторов, установленных соответствующей организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации;
  5. порядок проведения процедуры медиации, в том числе права и обязанности сторон при проведении процедуры медиации, особенности проведения процедуры медиации при урегулировании отдельных категорий споров, иные условия проведения процедуры медиации.