Юридическая медиация | лекция №5

«Медиатор»‎

1. Порядок назначения медиатора

Пункт 3 ст. 2 Закона о медиации определяет, что медиатор, медиаторы — независимое физическое лицо, независимые физические лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора.

Если имеется множественность лиц на стороне медиатора, то они должны действовать совместно, заодно, в одном интересе. В п. 1 ст. 9 Закона о медиации предусмотрено, что для проведения процедуры медиации стороны по взаимному согласию выбирают одного или нескольких медиаторов.

Законом также упоминаются три вида организаций на стороне медиатора.

Во-первых, это организация, осуществляющая деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, — юридическое лицо, одним из основных видов деятельности которого является деятельность по организации проведения процедуры медиации (п. 4 ст. 2 Закона о медиации).

Самостоятельными полномочиями (отличными от полномочий, прав, обязанностей и т.п. медиатора) данная организация не обладает.

Статья 17 Закона о медиации указывает, что медиаторы и организации, осуществляющие деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, несут ответственность перед сторонами за вред, причиненный сторонам вследствие осуществления указанной деятельности, в порядке, установленном гражданским законодательством.

Такого рода организации — лишь способ обеспечения работы профессиональных медиаторов, тогда как медиативную деятельность всегда будет осуществлять лишь сам медиатор — физическое лицо (лица).

Во-вторых, в силу п. 2. ст. 16 Закона о медиации, организации, осуществляющие деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, могут создавать объединения в форме ассоциаций (союзов) и в иных, предусмотренных законодательством РФ формах.

Цель таких объединений — координация деятельности, разработка и унификация стандартов и правил профессиональной деятельности медиаторов, правил или регламентов проведения процедуры медиации.

В-третьих, Законом о медиации предусмотрено саморегулирование рынка деятельности медиаторов.

В частности, ст. 18 Закона о медиации указывает, что в целях разработки и установления стандартов и правил профессиональной деятельности медиаторов, а также порядка осуществления контроля за соблюдением требований указанных стандартов и правил медиаторами, осуществляющими деятельность на профессиональной основе, и (или) организациями, осуществляющими деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, могут создаваться СРО медиаторов.

Саморегулируемые организации медиаторов создаются в форме ассоциаций (союзов) или некоммерческих партнерств.

СРО медиаторов должна соответствовать следующим требованиям:

  1. объединение в составе саморегулируемой организации медиаторов в качестве ее членов не менее чем 100 физических лиц, осуществляющих деятельность медиаторов на профессиональной основе, и (или) не менее чем 20 организаций, осуществляющих деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации;
  2. наличие утвержденного порядка осуществления контроля за качеством работы членов саморегулируемой организации медиаторов и принятого кодекса профессиональной этики медиаторов;
  3. соответствие СРО требованиям, предусмотренным ФЗ №315-ФЗ «О саморегулируемых организациях».

Медиатор, осуществляющий деятельность на профессиональной основе, и организация, осуществляющая деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, могут быть членами только одной СРО медиаторов.

СРО медиаторов при приеме в свои члены, вправе предъявлять дополнительные требования, связанные с осуществлением деятельности медиатора и не противоречащие закону.

В статье 19 Закона о медиации указаны основные функции СРО медиаторов; данная организация, в частности:

1) разрабатывает и устанавливает условия членства медиаторов, осуществляющих деятельность на профессиональной основе, и организаций, осуществляющих деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, в СРО медиаторов;

2) устанавливает и применяет меры дисциплинарного воздействия в отношении своих членов;

3) ведет реестр членов саморегулируемой организации медиаторов;

4) представляет интересы членов саморегулируемой организации медиаторов в их отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, а также с международными профессиональными организациями медиаторов;

5) разрабатывает и утверждает стандарты и правила профессиональной деятельности медиаторов;

6) разрабатывает и утверждает правила деловой и профессиональной этики медиаторов, в том числе кодекс профессиональной этики медиаторов;

7) разрабатывает правила проведения процедуры медиации;

8) разрабатывает стандарты подготовки медиаторов;

9) осуществляет контроль за профессиональной деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований законов, стандартов и правил саморегулируемой организации медиаторов, условий членства в саморегулируемой организации медиаторов;

10) организует информационное и методическое обеспечение своих членов в сфере осуществления деятельности медиаторов;

→ особой специфики для СРО медиаторов законодатель не указал, попросту повторив основные положения Закона «О саморегулируемых организациях».

Полномочия медиатора. Могут быть двух видов:

  • общие, присущие медиатору в любом медиативном процессе;
  • специальные, обусловленные нормами права.

Например, на основании п. 6 ст. 11 Закона о медиации, в течение всей процедуры медиации медиатор может встречаться и поддерживать связь как со всеми сторонами вместе, так и с каждой из них в отдельности. Это широко сформулированное общее полномочие медиатора.

В то же время, п. 4 ст. 11 Закона о медиации предусматривает, что в соглашении о проведении процедуры медиации стороны вправе указать, если иное не предусмотрено федеральным законом или соглашением сторон (в том числе соглашением о проведении процедуры медиации), на самостоятельное определение медиатором порядка проведения процедуры медиации с учетом обстоятельств возникшего спора, пожеланий сторон и необходимости скорейшего урегулирования спора. Это уже полномочие специальное, его реализация возможна лишь в том случае, если стороны спора прямо укажут на это.

Медиативная деятельность может являться не основным видом деятельности данного субъекта.

В силу п. 4. ст. 15 Закона о медиации, лица, осуществляющие деятельность медиаторов, также вправе осуществлять любую иную, не запрещенную законодательством РФ деятельность.

Между тем, Закон одновременно предусматривает три вида ограничений для медиатора и возможность конструирования дополнительных ограничивающих норм.

Во-первых, как следует из п. 2 ст. 15 Закона о медиации, осуществлять деятельность медиатора на непрофессиональной основе могут лица, достигшие возраста 18 лет, обладающие полной дееспособностью и не имеющие судимости. В п. 1 ст. 16 Закона о медиации установлено, что осуществлять деятельность медиаторов на профессиональной основе могут лица, достигшие возраста 25 лет, имеющие высшее профессиональное образование и прошедшие курс обучения по программе подготовки медиаторов.

Во-вторых, на основании п. 5 ст. 15 Закона о медиации, медиаторами не могут быть лица, замещающие государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, должности государственной гражданской службы, должности муниципальной службы, если иное не предусмотрено федеральными законами.

В-третьих, имеются ограничения, касающиеся деятельности медиатора в конкретном медиативном процессе.

В частности, как это определено п. 6 ст. 15 Закона о медиации, медиатор не вправе:

  1. быть представителем какой-либо стороны;
  2. оказывать какой-либо стороне юридическую, консультационную или иную помощь;
  3. осуществлять деятельность медиатора, если при проведении процедуры медиации он лично (прямо или косвенно) заинтересован в ее результате, в том числе состоит с лицом, являющимся одной из сторон, в родственных отношениях;
  4. делать без согласия сторон публичные заявления по существу спора.

В-четвертых, в силу п. 7. ст. 15 Закона о медиации, соглашением сторон или правилами проведения процедуры медиации, утвержденными организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, могут устанавливаться дополнительные требования к медиатору, в том числе к медиатору, осуществляющему свою деятельность на профессиональной основе.

2. Медиация в нотариальной и адвокатской деятельности

Нотариусы. Российский нотариат относится к нотариату латинского типа, назначение которого заключается в обеспечении бесспорности и стабильности гражданского оборота.

Исследователи подчеркивают сходство принципов нотариальной и медиационной деятельности, закономерен при этом вывод XXIII Конгресса Международного союза латинского нотариата (Афины, 2001) о том, что нотариус более представителей других юридических профессий предназначен быть медиатором.

Показательным примером деятельности нотариусов в роли медиаторов является практика Германии. Здесь проведение медиации рассматривается как одно из направлений служебной деятельности нотариусов, то есть как способ оказания участникам правового спора квалифицированной юридической помощи. В Германии нотариусы выполняют функции медиаторов как непосредственно в целях примирения конфликтующих сторон в самостоятельной процедуре, так и при совершении отдельных нотариальных действий.

На сегодняшний день в Основах законодательства РФ о нотариате нет ограничений применения нотариусами медиационных технологий для согласования позиций сторон по отдельным условиям договоров, подлежащих нотариальному удостоверению.

Также отсутствуют препятствия использованию техник медиации при совершении иных нотариальных действий, когда требуется урегулировать разногласия сторон, в том числе при ведении наследственных дел и возникновении спора между наследниками.

Применение медиации не противоречит принципам нотариальной деятельности и профессиональным ограничениям, установленным статьей 6 Основ: медиационные технологии не могут рассматриваться в качестве посредничества при заключении договоров в том смысле, в котором оно понимается в соответствии с Гражданским кодексом РФ), а также не являются предпринимательской или иной самостоятельной деятельностью. Скорее, их следует считать дополнительной профессиональной компетентностью нотариуса, позволяющей с большей эффективностью выполнять возложенные на него полномочия.

Адвокаты. Центром правовых технологий и примирительных процедур УрГЮА была разработана программа подготовки практикующих медиаторов, которая ориентирована преимущественно на юристов для формирования необходимых медиационных компетентностей у нотариусов, адвокатов и частнопрактикующих юристов.

Зарубежный опыт: согласно законодательству земли Баден-Вюртенберг функции медиатора могут выполнять адвокаты и нотариусы.

Интересно, что в Австрии распространена практика проведения семейной медиации двумя медиаторами (сомедиация), один из которых является специалистом в области психологии (психолог, психотерапевт), а второй — в области юриспруденции (юрист, адвокат, нотариус).